НАША ИСТОРИЯ: ШАГ В СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Ранней весной 1992 года 14 сотрудников журнала «Юность», представлявших ведущие отделы – прозы, поэзии, публицистики, культуры, писем, рекламы – написали письмо главному редактору Андрею Дементьеву. Суть этого послания сводилась к следующему: нам давно стало очевидным, что дела журнала Вас, Андрей Дмитриевич, совсем не интересуют и лишь тяготят, отрывая от зарубежных поездок, в которые Вы столь азартно погрузились. Поэтому предлагаем Вам уйти, оставить редакцию и дать дорогу более молодым, тем, кому интересен журнальный процесс и открывшиеся новые возможности, и т.д., и т.п.

Все это происходило на волне демократической эйфории – прошло лишь полгода после путча 1991 года, – и наш наивный авантюризм и расчет на внезапное благородство главного редактора можно объяснить лишь этим обстоятельством.

Конечно, нам не простили этого. Нас прорабатывали, созывали профсоюзные собрания (их тогда, в отличие от партсобраний, еще не отменили), где призывали устыдиться, покаяться, обличали во всех смертных грехах и проклинали день, когда наши ноги переступили порог этого священного храма культуры… Нас пытались «отжимать» и по отдельности – мол, отзови свою подпись, и тогда будет тебе счастье. Хотя вина наша, в общем-то, если отбросить эмоции, была лишь в том, что мы написали – нет, не анонимку, не наушничали во властных кабинетах, а обратились открыто к главному редактору, изложив в письме свой взгляд на судьбу журнала, где многие из нас к тому времени трудились не один год. (К слову – через полгода после того, как нам пришлось уйти из «Юности», те, кто так рьяно нас топтал и клялся в верности главному редактору, сообща выжили его из редакции.)

Спустя три унизительных и мучительных месяца мы покинули редакцию, одновременно подав 14 заявлений об уходе, и зарегистрировали свой, новый журнал, который назвали «Новая Юность». Это время было счастливым – мы выдумывали свой журнал и пытались учиться новому ремеслу: при отсутствии денег, помещения, технических условий и менеджерских навыков осуществить то, что задумали. В феврале 1993 года вышел первый номер «Новой Юности», и это была наша общая невероятная победа – мы сделали это!

Со временем мы обросли каким-то «добром» – у нас появилась комната в Доме российской прессы, благодаря Фонду Сороса мы получили грант на приобретение техники. Лишь деньги с завидным постоянством обходили (и обходят) НЮ стороной… Конечно, жизнь подредактировала нашу начальную эйфорию – сотрудникам надо было на что-то жить, и постепенно людям пришлось уходить из редакции, и это было понятно.

Журнал, который мы придумали, отличался от тогдашних собратьев новой эстетикой – и содержательной, литературной, и визуальной. Рустам Рахматуллин и Константин Михайлов предложили сделать его в виде отдельных тетрадок, посвященных разным культурологическим темам, которые были бы «переложены» прозой и поэтическими подборками – текстами и молодых авторов, и современных классиков мировой литературы в первоклассных переводах.

Оригинал-макет НЮ, который сделал замечательный журнальный дизайнер Виктор Скрылев, был стильным, ёмким и свободным, он дал возможность нашему первому главному художнику Вадиму Игонину, известному ныне веб-дизайнеру, и его последующим коллегам Петру Миронову и Егору Ходееву легко и творчески «играть» на этом поле. Наше знакомство с известным искусствоведом Юрием Никичем, куратором легендарного художественного проекта АРТ-МИФ, определило на долгие годы интересы и приоритеты НЮ в области изобразительного искусства, что неизменно отражалось на обложках и вкладках журнала.

Постепенно в редакцию вливались новые люди – молодые сотрудники, авторы, друзья. В середине 90-х в редакцию, сразу после окончания университета, пришел Глеб Шульпяков – сначала как автор (мы опубликовали его блестящую стихотворную подборку, рекомендованную Иосифом Бродским, и перевод рассказа Дж. Джойса); затем он стал зав. отделом поэзии, а впоследствии – и главным редактором НЮ.

Оглядываясь назад, на прошедшие 23 года, мы вспоминаем наших коллег, к великому сожалению, так рано ушедших из жизни – первого главного редактора НЮ Александра Ткаченко, ставшего впоследствии генеральным директором Русского ПЕН-центра; «мотора» нашего движения за «свободу и независимость» Юрия Зерчанинова; первого генерального директора НЮ Майю Комиссарову; трагически погибшего десять лет назад замечательного писателя, второго главного редактора «Новой Юности» Евгения Лапутина… Мы дружили и вместе делали любимое дело.

За эти годы журнал претерпел изменения: мы выходили и на бумаге, и в сети, количество и содержательная часть тетрадок варьировались, что вполне естественно, ведь журнал – это живой организм, он, как и человек, меняется на протяжении жизни. Неизменным осталось одно – уверенность, что тогда, в 1992 году, мы сделали правильный шаг в свободное пространство.