ВЯТСКОЕ

Ярмарку этого села (под именем Кузьминское) вывел Некрасов в “Кому на Руси жить хорошо”, здесь же подвизался и верхолаз-кровельщик Петр Телушкин, о котором речь. Этот Телушкин осенью 1830 года отправился на заработок в Петербург, где нанялся спрямить покосившееся после бури крыло ангела на шпиле Петропавловского собора. Как он это сделал, без лесов на одних руках и веревках взобравшись на высоту 55 метров, видно на рисунке. За каждодневным восхождением его наблюдал в телескоп историк и археолог Алексей Николаевич Оленин, живший напротив крепости и впоследствии написавший об этом событии очерк в “Сыне Отечества” (текст которого отыскать мне так и не удалось). Телушкин работал шесть недель, что невероятно, ведь на высоте шпиля в это время года страшный ветродуй и такая сырость, что одежда буквально сочится влагой (знаю это по себе, поскольку в 2003 году поднимался туда как раз в это время). Когда ремонт был закончен,Телушкина представили государю и тот наградил его деньгами и грамотой, дающий право пить во всех российских кабаках бесплатно. Поскольку грамоту Телушкин постоянно терял, ему сделали татуировку под скулой того же содержания, на которую он и указывал, щелкая пальцами, кабатчику. Телушкин изображен на картине «Парад на Марсовом поле в 1831 году» художника Чернецова среди почетных жителей столицы (находится в Русском музее). После шпиля его завалили заказами, самым заметным из которых была починка адмиралтейского кораблика, однако к 1833 году он все равно спился и умер. Более точных сведений о жизни, трудах и смерти этого Левши не сохранилось. Поскольку работал он в пушкинское время, мне интересно, не встречается ли где у поэта упоминание о том событии, тем более что на картине Чернецова они изображены поблизости друг от друга. Правда, сам Александр Сергеевич во время ремонта шпиля находился в деревне, где переживал свое восхождение: Болдинскую осень.

ne_hlopnut_li_nam_po_ryumashke_1024.jpg

image (5).jpg


image.jpg


Читать предыдущие материалы >>